Чувственные механизмы познания по БСЭ

ОЩУЩЕНИЕ  ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ВООБРАЖЕНИЕ

ОЩУЩЕНИЕ, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О.- исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., воображение И. Ленин писал, что "самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, свет 301). Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О. равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных О. наз. их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между собой.
В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфич. органы чувств (см. Чувств органы). О. многих других свойств объективного мира, напр. формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя, возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувствоображение.
У человека ведущую роль в чувствоображение познании действительности играют зрит. О., к-рые тесно связаны с осязательными. "Осязание и зрение до такой степени взаимно дополняют друг друга, что мы часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные свойства" (ЭнгельсФ., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, свет 548). Осязательные О. расчленяются на кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные. С помощью тактильных О. отражаются прикосновение, давление, свойство поверхности (фактура вещи) - гладкость или шероховатость, протяжённость, твёрдость, упругость, непроницаемость и др. Периодич. изменение давления в виде механич. колебаний среды (движущихся тел) отражается в форме вибрационных О., особенно острых у слепых.
Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Развитие человеческого слуха связано прежде всего со звуковым языком как осн. средством общения, а также с музыкой. Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкусвет Характерная особенность О.- пространств. локализация объекта О. Так, ощущая цвет, человек относит его к определённой поверхности освещённого тела, занимающего определённое место в пространстве. Ощущая звук, человек локализует источник этого звука. В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практич. деятельностью, всем процессом общественно-ист, развития культуры. По словам Маркса, "...человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо - иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, свет 592). О. человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.
Многообразие О. отображает качеств. многообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников "физиологического" идеализма, утверждающих, что О. суть условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разграничению первичных и вторичных качеств, ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств. Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве элемента в целостный процесс человеческого познания, включающий восприятия, представления, понятия. Вверх

 

ВОСПРИЯТИЕ, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее см. Теория познания). К числу процессов восприятие относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков в объекте: выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы" восприятие).
Большой вклад в развитие науки о восприятие внесли философы, астрономы, физики, художники - Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. восприятие Ломоносов, Г. Гельмгольц и мн. др. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс восприятие оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции восприятие, согласно к-рой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода - игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса восприятие, представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психич. образы,- практически затрудняла разработку способов управления процессами восприятие в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистич. теориям, либо к отказу от естествосприятие-науч. объяснения восприятие Решающий шаг в преодолении пассивной "рецепторной" концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектич. материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают восприятие как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования восприятие ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т. д.) исследуются анатомо-морфологич., биофиз., электрофизиол. особенности деятельности рецепторовосприятие восприятие изучается также на нейронном, психофизиол., психологич., социально-психологич. уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисл. исследования по созданию технич. устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований восприятие публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам восприятие Следует, однако, подчеркнуть, что до наст, времени не удалось построить единую теорию восприятие, к-рая интегрировала бы результаты многочисл. исследований. С большими трудностями сталкиваются попытки моделирования таких свойств восприятие, как осмысленность, предметность, константность и др.
Согласно совр. представлениям, совокупность процессов восприятие обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа восприятие (его соответствие действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. д.- во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к практич. действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, восприятие представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта. Важное свойство восприятие- возможность перестройки чувств, моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio - восприятие) моделей. В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы восприятие (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза, где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании образов восприятие В дальнейшем они претерпевают ряд последоват. изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта "усмотрения" объекта, к-рый был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную форму восприятие Любая живая система обладает выработанным алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются (А. восприятие Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собств. движений и действий нек-рое подобие, образ воспринимаемого объекта; с др. стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации на "язык" оперативных единиц восприятие или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.
В развитых процессах восприятие имеются спец. перцептивные действия; на их основе производится выделение информативного содержания, по к-рому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта нек-рые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают нек-рой "манипулятивной" способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при к-рой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации.
В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее существ, вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. восприятие- не пассивное копирование действительности, а активный творч. процесс познания.  Вверх

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения, высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия, П. поднимается над непосредствоображение данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с понятием. П. осуществляется в двух формах - в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.
П. есть вспоминающее созерцание, спецификой к-рого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: "...так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание" (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, свет 257).
С помощью воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в П., тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества.
Восприятие и П. не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П. является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику взаимоотношения П. и мышления, воображение И. Ленин писал: "Представление ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить" (Поли, собр. соч., 5 изд., т.
29, свет 209).  Вверх

ВООБРАЖЕНИЕ, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для воображение отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. воображение является специфически человеческой формой психич. деятельности, возникшей на основе практич. преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и обществ, отношений, воображение становится одним из осн. элементов сознания и деятельности человека. Гл. функция воображение в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция воображение связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, свет 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность воображение и мышления, но в реальном единстве всех психич. функций субъекта воображение сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего ещё не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображение Поэтому воображение является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. воображение И. Ленин писал о фантазии: "Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, свет 125). "Сотрудничество" логики и воображение возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логич. структур, причём последние нередко несут осн. эвристич. нагрузку в решении мыслит, задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодоленных преград на пути формализации эвристич. процессов и передачи их машине. Различают воссоздающее и творческое воображение Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографии, картой, лит. текстом и т. д.). Творческое воображение состоит в самостоят, создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологич. факторов науч. и технич. прогресса и наиболее выпукло проявляется в художеств, творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, "объективации" жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого воображение представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней идея ведёт к дальнейшим практич. преобразованиям. Чрезвычайно широкий диапазон проявлений воображение, всегда выступающих в единстве с др. сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного "материала" воображение В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов ("агглютинация" - склеивание), преувеличение или преуменьшение отд. сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творч. воображение требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художеств, конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, к-рые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художеств, творчестве, открытие естественнонауч. закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).
Деятельность воображение может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности воображение относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения науч. задач во сне.
Воображение развивается в процессе творч. деятельности под влиянием обществ, потребностей. Предпосылкой высокого развития воображение является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, уч. занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображение является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений. Вверх

Сайт управляется системой uCoz